| Различия
между развивающим и разрушающим дискомфортом в учебном процессе. |
| характеристики | развивающий дискомфорт | разрушающий дискомфорт |
| учебные мотивы | Учение приобретает личностный смысл. | Учение стимулируется страхом наказания или “отметочной психологией” |
| уровень трудности учебного материала | Задание рассчитывается на индивидуальный оптимум трудности Субъективная трудность задания сохраняется не за счет увеличения объема задания. | Трудность заданий или “зашкаливает” или же неоправданно низка. Отсутствует индивидуальная шкала трудности. |
| содержание учебного материала | По возможности постановка глобальных проблем. Ориентация на теоретический материал. Тесная связь с реальностью и опытом ученика. | Работа только по учебнику. Отрыв учебного материала от реального мира и опыта ученика. |
| методы учения | Широкое использование творческих заданий. Выход на исследовательские проекты. | Ориентация на монотонное заучивание. |
| домашние задания | Объем сравнительно невелик, предлагаются задания альтернативного или творческого характера. | Очень большой объем заданий( до 4-5 часов домашнего времени ежедневно. |
| успешность учебной деятельности |
Неуспех бывает, но не вызывает страха ошибки. Используется метод “дозированного неуспеха” | Успешность
зависит от степени и характера внешней
стимуляции. Постоянный страх ошибки. |
| система оценивания | Носит жесткий, но при этом перспективно- оптимистический характер. Нет постоянной ориентации ученика на отметку. | Носит
жесткий и категорический характер. Способствует появлению "отметочной психологии ученика". |
| внеучебная, свободная деятельность |
Культивируется. Тесная взаимосвязь учебной и свободной(по интересам) деятельности ученика. | Нет никакой связи. |
Хромова Татьяна Владимировна (директор лицея №1524)