1. Понятие одаренности и контингент учащихся
Лицея.
Сколько одаренных детей и подростков учится в Лицее?
Большинство детей и подростков Лицея в той или иной степени относятся к категории одаренных. Одаренными мы считаем таких детей, уровень интеллекта которых и сложившаяся мотивация позволяет им достичь в будущем высоких профессиональных, в том числе и творческих достижений.
Благодаря конкурсу в лицей психологи имеют возможность набирать только тех школьников, чей интеллект составляет не ниже 120 IQ , а учебная мотивация в достаточной степени сформирована. Как показывает опыт и многочисленные психологические эксперименты, именно этот интеллектуальный уровень является стартовой точкой для творческих достижений.
Конечно, различия в уровне одаренности даже при наличии конкурса остаются и с этой точки зрения выделяются три уровня одаренности - хорошая норма, высокая норма и, наконец, особо одаренные школьники. Тем не менее, с точки зрения возможных творческих достижений в будущем, эти различия не фатальны: жизнь настолько непредсказуема, что очень часто более высоких достижений добиваются не те, у кого интеллект выше, а те, кто более креативен и более настойчив.
Было бы логично, на наш взгляд, и психологически правильно отказаться от понятия одаренности в педагогической практике лицея еще и потому, что деление школьников на одаренных и неодаренных приводит к заметным проблемам в общении, к резкому психологического климата. Группу же учащихся, которые особенно быстро справляются со школьной программой (что не всегда, кстати, означает столь же высокую интеллектуальную одаренность), можно
условно называть, скажем, “про” (продвинутые).
2. педагогическое содержание метода развивающего
дискомфорта.
Метод развивающего дискомфорта предполагает формирование и укрепление у школьников способностей и навыков активно действовать и тем самым преодолевать ситуации повышенной трудности и ( или) временной неудачи.
Предполагается, что, в конечном итоге, возникнет и особая потребность в преодолении трудностей, когда легкое кажется скучным и не привлекает субъекта.
В основе предлагаемого метода лежит развивающий “микрокризис”, представляющий собой переломный момент (от лат. сп818 - перелом, переход), когда ученик от состояния высокой напряженности, тревоги, даже паники переходит к активному преодолению своего состояния, с одной стороны, и предпринимает активные действия для достижения нужного результата, с другой.
В ситуации развивающего дискомфорта напряжение и неудача сопровождаются выраженными отрицательными эмоциями - страхом, тревогой, иногда даже отчаянием. Задача этого метода в том и состоит, чтобы научить одаренного школьника справляться с этими состояниями, преодолевать микрокризис, прежде всего в познавательной сфере. Только преодоленный микрокризис является развивающим.
Развивающий дискомфорт противопоставляется разрушающему дискомфорту, который не только не развивает личность, но и прямо ее разрушает.
Вместе с тем метод развивающего дискомфорта может применяться только на основе и в постоянном переплетении с так называемым “развивающим комфортом”, который представляет собой ярко выраженные положительные эмоции от трудной, но интересной деятельности. Само напряжение в ситуации развивающего комфорта эмоционально переживается как очень приятное, создает чувство уверенности в себе, в своих силах.
Именно так, по типу развивающего комфорта, “работают” познавательные интересы, только в ситуации развивающего комфорта могут развиваться умственные и любые другие способности человека. Так случилось, что современная лучшая зарубежная и отечественная педагогика теоретически и, главное, практически пошла по пути, главным образом развивающего комфорта, хотя необходимость в развивающем дискомфорте, который дополняет развивающий комфорт, устраняет его негативные стороны, остается очевидной, в особенности для одаренных детей.
Стихийно метод развивающего дискомфорта действует в так называемой “народной педагогике, в реальности интуитивно применяется многими педагогами, однако в качестве специального метода до сих пор не формулировался. Предлагаемый метод необходим и реально используется (в основном стихийно) для детей с любым уровнем развития и любого типа способностей. Однако наиболее полезен и даже абсолютно необходим этот метод для одаренных детей, и чем выше одаренность, тем необходимость этого метода становится очевиднее. Именно одаренные дети и подростки испытывают недостаточный дискомфорт в познавательной сфере, практически не встречаясь с серьезными трудностями во время прохождения учебной программы. Учителя этому часто радуются, хотя именно здесь причина их будущих неудач (не в школе, а в жизни!), Познание у этих детей чаще всего представляет собой развивающий комфорт, в ходе которого развивается ум, способности ребенка, но недостаточно развивается его способность преодолевать неудачи. Правда, в социальной сфере дискомфорт у этого контингента детей есть, и иногда очень значительный, но он носит разрушающий характер, и жизнь этих детей (прежде всего, высоко одаренных) такова, что они уходят от социальных проблем вместо того, чтобы их решать. Метод развивающего дискомфорта призван научить одаренных школьников справляться не столько со школьными задачками, сколько с жизнью, которая для них и есть самое сложное.
Три сферы, в которых должен работать метод развивающего дискомфорта: познавательная, социальная и физическая. Все они должны быть предметом внимания педагогов. 3. Возможные формы и приемы работы по методу развивающего дискомфорта (создания микрокризиса). Метод развивающего дискомфорта применяться в двух формах -групповых и индивидуальных. Если в групповой работе по этому методу могут участвовать все учащиеся, то в индивидуальной только те ученики, относительно которых есть соответствующая договоренность с администрацией лицея и медико- психологической службой. Часть предлагаемых далее приемов (прежде всего тех, которые содержат провокацию дискомфорта) могут применяться только в индивидуальной работе. Предлагаемые приемы работы:
- повышенная сложность работы, когда у школьника не хватает ни знаний, ни умений, чтобы с ней справиться, и нужна специальная, в значительной мере самостоятельная работа, чтобы ее выполнить;
- одним из вариантов такого рода сложности является включение
значительного объема непонятной информации в изучаемый
- материал (например, много неизвестных слов на уроке иностранного языка, сложная терминология на уроке экономики и т.п.);
- материал для анализа, содержащий противоречивую, а при возможности и взаимоисключающую информацию (несколько объяснений одного и того же явления). (Например, задача сопоставить дарвинизм и религиозный креационизм, положительный и отрицательный взгляд на роль декабристов в истории российского общества и т.д.)
- намеренные помехи во время напряженной деятельности (например, громкий разговор педагогов во время работы школьников на серьезной контрольной ) ;
- спровоцированная неудача, когда, например, работа не принимается на конференцию, хотя по сравнению с другими учащимися она выполнена неплохо. Возможное объяснение - ты
можешь лучше (используется только для индивидуальной работы); („ 0^^^
- включение неприоритетных моментов в творческую работу для конференции (математику - в едином контексте проанализировать явно гуманитарную информацию, а гуманитарию - наоборот);
- особая система оценивания) когда оценка либо полностью исключается на достаточно длительный срок, либо намеренно снижается (“нормально” вместо “хорошо”);
4. Творчество и развивающий дискомфорт.
Развитие творчества (креативность) является главной задачей метода развивающего дискомфорта. Наблюдения и многочисленные исследования психологов показывают, что в обычной школе одаренный ребенок существует в двух состояниях: в условиях разрушающего ^ дискомфорта (в школе), с одной стороны, и в условиях высокого познавательного комфорта - все понятно и интересно - ( дома, в кружках и студиях), с другой. Именно это причины приводят к тому, что у многих учащихся при высоком интеллекте творческие способности отсутствуют.
Именно потому центром метода, его стержнем и главной задачей является развитие креативности у интеллектуально одаренных школьников. Правда, следует специально подчеркнуть, что развивающий дискомфорт должен в творческой деятельности постоянно “перетекать” в развивающий комфорт. Иначе говоря/в творческой деятельности микрокризис, чтобы быть развивающим, должен быть. подготовлен значительным опытом творческого комфорта, что в значительной степени является задачей специальных психологических занятий. ( Сократовский урок). Вместе с тем, любая ситуация, дискомфорта в творческой деятельности должна завершаться только ситуацией развивающего комфорта.
Возможные приемы и способы для развития креативности по методу развивающего дискомфорта:
- организация индивидуальной работы с одаренным учащимся вокруг его предстоящего выступления на творческой конференции. При этом сама подготовка к конференции может занимать не один год даже при наличии самого серьезного отношения к работе ученика;
- предоставление ученику права (и обязанности) постановки темы и задачи самостоятельной и (или) творческой работы. Это может быть не только формулирование темы возможного сочинения, но и темы самого исследования;
- включение ситуаций выраженной конкуренции, когда, например, одна тема дается нескольким учащимся, а, в конечном итоге, выступать будет только один (естественно, только для индивидуальной работы);
- там, где Прямое творчество представляется маловероятным, снизить творчество до реальной деятельности, например, создания собственных учебников. Скажем, ввести в традицию, что выпускной класс, покидая школу, должен оставить новеньким свои задачники по физике, математике, истории, информатике;
- там, где это, возможно, вводить жесткие требования к новизне (“а что нового здесь у тебя?”); - ломать привычные стереотипы, иногда до прямой растерянности и недоумения учащихся - например, учитель математики может ввести музыкальное сопровождение самой серьезной контрольной по математике или читать стихи на тригонометрии ( не нарушая конечно, сроков прохождения программы);
5. Педагогические критерии эффективности работы по методу развивающего дискомфорта.
а) наличие микрокризиса очевидно по внешним проявлениям -наличие растерянности, тревоги, иногда даже паники. Тот факт, что ученик активно продолжает работу, и в ходе работы преодолевает это состояние, вне зависимости от успешности самой по себе деятельности, указывает на то, что дискомфорт носит развивающий характер.
б) в длительной перспективе критерием эффективности используемого метода является стремление ученика работать самостоятельно - самообучение, а в конечном итоге, и саморазвитие должно стать для него наиболее предпочитаемым способом движениявперед.
Хромова Татьяна Владимировна (директор лицея №1524)